Юрий Самодуров: Почему уничтожили ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха, и «кошмарят» ГОГОЛЬ-центр?
Ровно год назад, в мае 2016 году Минкультуры РФ уничтожило Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), слив его с Росизо и уволив его директора Михаила Миндлина. В марте 2017 года Минкультуры уничтожило общественный Музей имени Н.К.Рериха, захватив силой его помещения , отобрав коллекции и передав все это государственному Музею Востока. Сейчас, в мае 2017 года Минкультуры пробует, как мне кажется, уничтожить ГОГОЛЬ -центр (допросы и финансовые претензии к руководителю ГОГОЛЬ-центра Кириллу Серебрянникову — первый этап этой операции).
В каждом из названных случаев финансовые претензии ко всем этим успешно действовавшим институциям культуры и к их руководителям хотя и существуют, но играют второстепенную роль. А главным, на мой взгляд, является ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ и ПОЛИТИЧЕСКИЙ «заказ» на уничтожение Министерством культуры сначала ГЦСИ, потом общественного Музея имени Рериха и сейчас попытка изменить характер деятельности ГОГОЛЬ-центра.
Уничтожают эти институции культуры не потому, что они оппозиционны власти. И ГЦСИ и ГОГОЛЬ-центр государственные бюджетные учреждения и позволить себе оппозиционную деятельность просто не могли, даже если бы их руководство этого хотело. Общественный музей имени Н.К.Рериха от государства не получал ни копейки. Но хорошо зная руководителей ГЦСИ и будучи знаком с нынешними руководителями общественного музея имени Рериха и его основателем Л.В.Шапошниковой я знаю, что они никогда не хотели и не думали ориентировать художественные программы и просветительские проекты своих организаций на борьбу с властью. Их подспудный и скрытый конфликт с властями и Минкультуры, по-моему, состоял в том, что смысл деятельности каждой из этих институций — ГЦСИ, ГОГОЛЬ-Центра, общественного Музея имени Рериха (хотя у всех он был очень разный не соответствовал тренду нынешнего руководства Минкультуры основными составляющими политики которого являются, по-моему,поддержка и пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ.Ни ГЦСИ, ни ГОГОЛЬ-ЦЕНТР, ни Музей истории политических репрессий «Пермь-36» (о нем будет речь дальше), ни общественный музей имени Н.К.Рериха , каждый на свой лад триаду«государственный патриотизм — православие – сотрудничество с РПЦ»не пропагандировал, не поддерживал и невольно всем содержанием своей деятельности этой идеологической и политической триаде противоречил!
О том, что мотивом уничтожения общественного музея имени Рериха, по-видимому, является неприятие РПЦ и Минкультуры смысла деятельности общественного Музея имени Н.К.Рериха, я уже писал в статье «Имеет ли РПЦ отношение к уничтожению общественного музея имени Н.К.Рериха».
О том, что Минкультуры не простило ГЦСИ присуждение учрежденной ГЦСИ премии «Инновация» группе «Война» и номинирование на эту премию Петра Павленского за акцию «Угроза» (поджог парадных дверей здания ФСБ на Лубянке) независимыми от дирекции ГЦСИ членами жюри я писал в статье «Уничтожение ГЦСИ». В более общем плане о неприятии Министерством культуры направления и смысла работы ГЦСИ говорилось в опубликованной «Независимой газетой» статье «Современное искусство похоронили на складе».
О идеологическом и политическом неприятии Министерством культуры смысла деятельности ГОГОЛЬ-центра пока еще статей нет, но думаю, они будут.
Необходимо вспомнить в этой связи о сравнительно недавних прецедентах уничтожения и «переформатировании» не отвечающих идеологии «государственный патриотизм-православие-сотрудничество с РПЦ» двух очень значимых для России музеев.
Речь идет о признании Минюстом в 2015 году автономной некоммерческой организации Музея истории политических репрессий «Пермь-36» иностранным агентом. Этот негосударственный (до 2013 года) и единственный в российской провинции музей созданный на месте бывшей лагерной зоны в аутентичных лагерных бараках бывшего советского лагеря для заключенных «Пермь-36» (название музея повторяло имя лагеря) был открыт в 1996 году, инициатором его создания и первым директором-организатором был историк Виктор Шмыров. Музей был создан группой пермских общественников-энтузиастов в сотрудничестве с «Международным Мемориалом» при поддержке прежнего руководства и министра культуры Пермской области. Уровень неприятия нынешних пермских властей по отношению к музею истории политических репрессий «Пермь-36» таков, что как сказано в Википедии «3 марта 2015 года АНО «Пермь-36», исчерпав все возможности в переговорном процессе с краевой властью о сохранении музея в прежнем виде, объявила о прекращении своей деятельности и начала процедуру самоликвидации».
Второй отвратительный случай, это увольнение Минкультуры в 2013 году по политическим мотивам основателя и первого директора государственного музея –центра современного искусства в Перми Музея PERMM Марата Гельмана за показ им в 2014 году серии картин художника Василия Слонова высмеивающих проведение зимней Олимпиады в Сочи (я писал об этом увольнении в статье «По поводу ситуации вокруг музея PERMM и его директора Марата Гельмана»).
Стоит также напомнить, как в 2016 году режиссера Новосибирского театра оперы и балета Тимофея Кулябина и директора этого театра Бориса Мездрича стали «кошмарить» за постановку спектакля «Тангейзер», которую РПЦ потребовало снять или изменить некоторые сцены, поскольку они шокируют верующих, и Минкультуры эти требования поддержало. Тогда за Тимофея Кулябина так же как за Серебянникова заступились известные московские деятели театра и когда Кулябин вынужден был из Новосибирского театра уйти, то его позвали в Москву и он даже поставил что-то в Большом театре. А вот за Бориса Мездрича никто из известных театральные деятелей не заступился (Мездрич ведь «только» администратор) и когда Мездрич потерял работу — это было только его личное дело.
То, что за Кирилла Серебрянникова сейчас, а в прошлом году за Константина Райкина, выступившего на Съезде театральных деятелей с резкой критикой цензуры в театре, кино и вообще в искусстве заступились его коллеги «по цеху» и широкая общественность, это очень хорошо! Но есть еще один аспект ситуации который для меня лично и для деятельности государственных и негосударственных музеев и культурных институций, по-моему, еще более важен!
Популярные российские актеры, известные писатели, режиссеры, большие художники, директора крупных музеев сейчас ведут себя в общем как обычные обыватели.ма 15
Когда АНО Музей «Пермь – 36» губернские власти стали «кошмарить», а Минюст признал его «иностранным агентом», то очень мало кто из известных российских деятелей культуры, искусства, науки, литературы, театра и кино публично выступили в его защиту. Это трудно себе представить, но промолчали и не выступили в защиту своих коллег –музейщиков даже, если я не ошибаюсь, Союз Музеев России и его президент, директор Эрмитажа М.Б.Пиотровский!
Когда пермские власти уволили основателя и первого директора Музея PERMM без объяснения причин, то известные российские деятели культуры и Союз Музеев России не возмутились и в защиту Марата Гельмана не выступили!
Когда Минкультуры уничтожило ГЦСИ, превратив его в отдел РОСИЗО, повторилось то же самое – известные деятели культуры, искусства, науки, писатели, актеры России приняли этот факт к сведению «как неприятное известие», но публично не протестовали и ГЦСИ не защищали ! Если не ошибаюсь, отмолчались «это не наше дело» и не выступили в защиту ГЦСИ ни Союз Музеев России ни его президент М.Б.Пиотровский! Не выступил в защиту ГЦСИ и российский ПЕН-центр.
Когда в апреле с.г. Минкультуры стало громить общественный Музей имени Н.К.Рериха – почти все известные российские деятели культуры, науки, писатели, актеры, современные художники и т.д. снова промолчали (за исключением немногих художников и писателей, подписавших коллективное Заявление Конгресса интеллигенции «Остановить разгром Международного центра Рерихов!»)! Как и раньше не выступил в защиту своих коллег–музейщиков из общественного музея Союз Музеев России, а М.Б.Пиотровский , президент Союза музеев не только не ответил на открыто письмо к нему в связи с этим правозащитников, но умудрился даже фактически одобрить закрытие общественного Музея имени Рериха. Промолчал об уничтожении общественного Музея имени Н.К.Рериха и российский ПЕН-центр. Причина молчания деятелей культуры: «дело темное», «рериховцы – это секта», «нас это не касается».
Когда дело касается преследования «своих», то есть популярных и более или менее знаменитых лиц — Константина Райкина, Тимофея Кулябина, Кирилла Серебрянникова и судьбы известных и больших театров «Сатирикон» , «ГОГОЛЬ-центр» , то за них вступаются их знаменитые коллеги «по цеху». Когда дело касается не очень популярных музейных и художественных институций, то знаменитые российские деятели культуры (в широком смысле понятия «культура») их практически не защищают.
Я считаю, что известные российские актеры, писатели, художники, режиссеры, директора крупных музеев, руководители различных академий и творческих союзов поступают недальновидно.
Полагаю, что Музей «Пермь – 36», ГЦСИ, общественный Музей имени Н.К.Рериха были уничтожены потому, что 15-20-30 самых известных в стране режиссеров, актеров, писателей, членов Академии Художеств, руководители творческих союзов, президент Союза Музеев России, директора крупных музеев и ПЕН-центр не выступили с открытым обращениям к властям с требованием не трогать и не мешать работе этих институций!
Сегодня известные деятели культуры думают, что уничтожение таких «маргинальных» для них институций как АНО «Музей Пермь-36», ГЦСИ, общественный Музей имени Рериха Международного центра Рерихов их не касается. Но вот теперь молчание деятелей культуры обернулось обысками и возможным уничтожением «Гоголь -Центра».
И я уверен, что в будущем и возможно, в близком будущем, никто не гарантирует, что чиновники Министерства культуры вместе со следователями, не придут в какие-либо еще театры, музеи, художественные галереи, чтобы их закрыть или «переформатировать» по своим представлениям или уволить их руководителей и основателей под предлогом, что к руководителям этих институций есть финансовые претензии.
Боюсь, что уничтожение ряда успешно работающих институций культуры или увольнение их создателей будут продолжаться поскольку постольку их деятельность не вписана и не соответствует нынешней идеологической и политической программе власти: «пропаганда государственного патриотизма, православия, сотрудничество с РПЦ». Спасти эти институции культуры от уничтожения их Министерством культуры и региональными властями может только солидарное (коллективное) , публичные и громко звучащие выступления в их защиту известных российских деятелей культуры!
26 мая 2017 года, Эхо Москвы