«Театр.doc» существует на принципах коллективного творчества и коллективного разума, который создает нечто важное, интересное, прекрасное
Выступление Владимир Мирзоев «Режиссура — это диктатура?» на IV сессии Конгресса интеллигенции «Культура против насилия»
У меня два слова о театре, но о театре, скорее, как моделирующей системе, то есть не собственно о театре, а о том, как на примере этого института можно какие-то процессы рассмотреть и обсудить, потому что театр проделал достаточно интересный путь как институция и как способ коллективной работы. Еще на моей памяти театр был довольно архаичным способом коллективного творчества, где фигура режиссера является абсолютно авторитарной, диктаторской. Как правило, главный режиссер или художественный руководитель получают такие прозвища внутри труппы, как хозяин, барин. И театр как группа, безусловно, еще в середине XX века и сразу после этого в России является именно примитивной группой, где существует жесткая иерархия, где абсолютно не имеет голоса нижний уровень, где существует уровень звезд, премьера, примы, которые имеют некоторый голос, и вот эта примитивная группа функционирует до сих пор, и во многих случаях являлась единственной моделью. А сейчас происходит транзит, причем происходит совершенно органично, естественно, и главное, чем он мотивирован: оказалось, прежним способом работать больше невозможно, невозможно создавать истинно прекрасное произведение, пользуясь вот этим архаичным инструментом. Оказалось, что необходимо перейти к группе, которая есть группа сотрудничества (в терминологии Андрея Мовчана).
Что это значит? Это значит, что режиссер перестает быть фигурой авторитарной в современном лучшем, живом театре и становится, скорее, педагогом, коллегой, втягивает актера в соавторство и актер является его полноценным сотворцом в процессе создания спектакля. И только этот способ, когда работает коллективный разум, когда есть синергия в коллективе, можно создать что-то живое. Во всех остальных случаях получается довольно примитивное нечто, что ощущается зрителем как мертвое, несовременное и неактуальное. Хорошо вам известный «Театр.doc» существует именно на принципах коллективного творчества, коллективного разума, который создает что-то важное, интересное, прекрасное.
Что еще интересное отметить в связи с театром? То, что театр апеллирует к бессознательному. Театр во многом делает то, чем занимается телевидение, чем занимается пропаганда, чем занимаются многие институции в нашей стране. Но в театре апелляции к бессознательному происходят, в основном, без насилия, потому что зритель как коллективная психея участвует в процессе актуализации бессознательного на сцене, и актеры творят, прежде всего, с помощью своего бессознательного. Когда мы говорим, что мифологизация реальности через телевидение, через парад победы, через что угодно достигает своей цели в нашей стране, нужно добавлять, что в каком-то смысле это неизбежно, потому что культура, с которой сегодня имеет дело и театр, и кино, и телевидение, - это культура транзитная, это переход ее от культуры логоцентрической к культуре аудиовизуальной, непосредственно апеллирующей к бессознательному. Поэтому здесь успешна любая мифологизация.
Что могу сказать по поводу сотрудничества режиссера и актера? Здесь интересно работает переключение принципа. Обычно мы работаем с помощью нашего рацио, анализа, мы по-прежнему пользуемся системой Станиславского, действуя через аналитику, но в то же время есть большая часть работы, которая непосредственно связана с бессознательным. Это разного рода тренинги, медитации и так далее. То есть альтернатива, думаю, такая: чтобы достучаться, донести важную информацию до широких слоев населения, мало быть артикулированными, мало быть хорошими аналитиками, мало использовать рациональные каналы, необходимо, конечно, пользоваться инструментами искусства, эти инструменты сегодня оказываются более действенными. И то, что кинематограф и телевидение, и во многих случаях театр, оказался целиком монополизирован государством, государственным бюджетом, то есть нашими налогами в итоге, это большая проблема, с которой, я думаю, можно разбираться, в том числе, и через Интернет, через краудфандинг и так далее. Спасибо.