«Многолетнее военно-патриотическое воспитание в мирных условиях, как оказалось, вещь совершенно небезобидная»
Тут говорили о воспитании подрастающего поколения, которое, естественно, нужно для того чтобы что-то менялось в стране. У меня сразу возник вопрос: здесь много уважаемых, всеми известных, славных людей, но много ли тут людей, которые работают со школьниками? Наверно, немного. А надо думать, прежде всего, о будущем. Тут многие работают со студентами. Но студенты приходят со школы. Приходят уже сформировавшимися людьми. Начинать надо со школьников.
По поводу объединения общества, объединения интеллигенции. Была очень хорошая инициатива Мариетты Чудаковой о том, что надо образовать независимый родительский комитет, который задастся вопросами, как и чему учат школьника. В школе сейчас происходят просто ужасные вещи. Об этом молчать нельзя. Всякая исследовательская работа, всякое общение учителя с учеником подменяется написанием фикционных, можно сказать, бумажек, наподобие проектов, тестов. Всем этим по сути дела подменяется среднее образование. И вот тут надо ставить вопрос, кого мы воспитываем на самом деле и каким будет будущее России? Немедленно, неотложно. При том, что немало педагогов занимают позицию, что нас как бы в общественных вопросах нет. Другие сочувствуют, понимают, что что-то надо делать, но не знают как. Работают старыми привычными методами, толкая то же самое военно-патриотическое воспитание, которое вы видите, к чему нас привело. Это совершенно небезобидная вещь, как оказалось, многолетнее военно-патриотическое воспитание в мирных условиях. Нужно какое-то другое воспитание, может, антивоенно-патриотическое, как говорили некоторые в период перестройки. Нужно воспитание гуманистическое. И вот этим должны заниматься люди, которые думают о подрастающем поколении. В общем, что-то нужно делать организационно, на уровне не только педагогов, но и общественности, родителей. Только не называть это родительским комитетом, потому что есть уже Общественный родительский комитет. Во избежание путаницы. Может быть, «ассоциация» или «ассамблея», «сообщество», в конце концов.
Есть о чем подумать, есть что обсудить. И еще два слова. Тут говорили о том, что мы проиграли. Ни в коем случае не должно быть такой позиции. Я считаю так: захотел – сможешь! Вот захотел в школе дать понять, что есть что-то такое, что идет совершенно в разрез с официальной пропагандой, – сможешь! И так все везде. Должна быть такая позиция. И так действовать. Не только говорить, но и действовать. Спасибо за внимание.